Pac-Man (яп. パックマン Пакку-ман?) — культовая компьютерная игра в жанре аркады, впервые вышедшая в 1979 г. в Японии. Её выпуск повлиял на различные сферы культуры: по игре был снят сериал и выпущен музыкальный альбом Pac-Man Fever, включавший треки с названиями популярных в те годы игр. До выхода Pac-Man большинство американских игр были космическими шутерами такими как Space Invaders или Defender (англ.). Pac-Man же оказался совершенно новым стилем игры, не предполагающей насилия, потому игра позиционировалась и для мальчиков, и для девочек.
Главный герой появляется более чем в 30 официально лицензированных играх и продолжениях, а также в бесчисленных неофициальных клонах и подделках.
История
Игра была разработана в основном работником компании Namco Тору Иватани в течение восемнадцати месяцев. В оригинале она называлась pakku-man [пакку-ман] (яп. パックマン?). Название это взялось из японского описательного выражения «паку-паку табэру» (яп. パクパク食べる?, поедать, откусывать, многократно широко раскрывая рот и захлопывая его). Часто упоминается, что к Иватани пришло вдохновение от кусочка пиццы. В интервью 1986 года он отметил, что это было наполовину правдой: Иватани округлил иероглиф кути (яп. 口 рот?) как символ поедания и придал ему подобие рта.
Иватани попытался сделать игру интересной для более широких слоёв населения, помимо обычных мальчиков и подростков, и он добавил в игру элемент лабиринта. В результате игра получила название PUCK MAN. Когда игра появилась в Японии в 1979, она получила равнодушный отклик, поскольку игры вроде Space Invaders или Defender были куда более популярны.
Автоматы Pac-Man и PUCK MAN
Однако в следующем году за игру взялась компания Midway из США. Игра стала называться Pac-Man из-за того, что название PUCK MAN было слишком близко к ругательству (англ. FUCK), и вандалы могли легко его поменять, что загубило бы игру на корню. Однако в Европе можно найти как автоматы Pac-Man, так и PUCK MAN.
Американская публика хорошо встретила игру, давшую альтернативу Space Invaders, что выразилось в беспрецедентной популярности и доходе, превзошедшем своего успешного предшественника. Даже Иватани был удивлён продажами в США. Игра вскоре стала общемировым явлением в видеоиндустрии, были выпущены многочисленные продолжения, стиль игры часто копировался, но никто из клонов не мог превзойти оригинал.
Когда Midway выпустила Pac-Man в США, компания также изменила дизайн игровых автоматов. Стиль Namco был дороже и менее подходил для американского рынка. PUCK MAN был выкрашен в белый цвет, на нём были разноцветные рисунки. Pac-Man был выкрашен в жёлтый цвет, рисунки были простыми и запоминающимися.
В игре было необходимо пройти все 255 уровней. Максимальное количество очков было зарегистрировано 3 июля 1999 в Голливуде: Билли Митчел набрал 3 333 360 очков. Для этого ему потребовалось 6 часов. Он собрал все точки, все энерджайзеры, все фрукты, съел всех привидений на всех 255 уровнях.
Производители видеоигр были впечатлены успехом этой видео игры. Популярность игры превысила рейтинг Asteroids, аркады с гигантскими продажами. Автоматы Pac-Man разошлись в количестве 350 000 экземпляров. Игра была настолько популярна, что на её основе родилось множество подделок в начале 80х.
Уникальный игровой дизайн заставлял производителей игр пересмотреть идею бесконечных инопланетных нашествий. Введённый в Pac-Man элемент юмора позволил игре соответствовать интересам более широких слоёв населения. Интерес подростков к Pac-Man превысил интерес к шутерам. Многие популярные видеоигры 80х в той или иной мере обязаны своим существованием Pac-Man: Q*Bert, Donkey Kong, Frogger.
Сайт The Killer List of Videogames считает Pac-Man игрой № 1 всех времён в списке 10 самых популярных видеоигр.
Сюжет
Pac-Man [пэ́кмэн] (в обиходе его часто называют "колобком") — круглое жёлтое существо, состоящее из рта и глаз. Задача игрока — собрать все белые точки на уровне, избегая столкновений с привидениями. Уровень заканчивается, когда съедены все точки. Привидения в начале уровня находятся в центре экрана в небольшой комнате, откуда они выходят по одному, а одно привидение начинает уровень вне комнаты. Каждое привидение обладает индивидуальными характеристиками. Если пэкмэн «съест» большую белую точку — «энерджайзер» (англ. Energizer), то на несколько секунд привидения становятся уязвимыми и сами избегают встречи с пэкмэном (время, на которое это происходит, сокращается по мере роста уровня, и начиная с определённого момента, единственным эффектом энерджайзера является смена направления движения привидением). Съеденные в такой ситуации привидения не исчезают, но возвращаются в центр экрана, а игроку начисляются дополнительные очки. Если войти в коридор, ведущий направо или налево за границу экрана, то пэкмэн выйдет с противоположной стороны (это могут сделать и привидения, однако, перед заходом в коридор они замедляются, пэкмэн же сохраняет скорость). Также на уровне могут появляться различные бонусы — фрукты, съев которые игрок получает дополнительные очки.
Персонажи
- Pac-Man, протагонист. Название сначала было puckman, происходит от японского звукоподражания 'паку-паку' (открывание/закрывание рта).
- Blinky — красное привидение. Оригинальное японское название «Оикакэ» (яп. 追いかけ, «преследователь»). В режиме преследования использует в качестве цели точку, в которой находится пакман.
- Pinky — розовое привидение. Оригинальное японское название «Матибусэ» (яп. 待ち伏せ, «сидящий в засаде»). В качестве цели использует точку, на 4 клетки находящуюся впереди pac-man (кроме случая движения вверх, когда в качестве цели используется клетка 4 вверх-4 влево от pac-man. Предполагается, что вместе с Blinky такое поведение будет блокировать pac-man (так как Blinky преследует сзади, а Pinky стремится оказаться перед pac-man).
- Inky — голубое привидение. Оригинальное японское название «Кимагурэ» (яп. 気まぐれ, «капризный»). Использует самый сложный алгоритм преследования: в качестве цели для движения точка, координатами которой является один из концов отрезка, другим концом которого является Blinky, а центром - точка на 2 клетки перед pac-man. Получившуюся точку очень тяжело предсказать, так что Inky считается самым опасным привидением.
- Clyde — оранжевое привидение. Оригинальное японское название «Отобокэ» (яп. お惚け, «притворяющийся дураком»). Если Clyde находится дальше 9 клеток от pac-man, то он использует в качестве цели pac-man (как Blinky), если же pac-man ближе 9 клеток, то Clyde меняет цель на точку «ниже» правого нижнего угла.
Все четыре привидения могут быть в трёх режимах: преследования, брожения и испуга. В режиме преследования привидения действуют согласно своим «характерам», в режиме брожения стремятся к недостижимым точкам в углах экранов (каждое привидение в свой угол), в режиме испуга (включается после съедания энерджайзера пак-маном) двигаются в псевдослучайном режиме. Дополнительно, привидения не могут поворачивать в середине пути (только на разветвлениях или в углах, исключением из этого является смена режима).
Скорость движения привидений чуть ниже скорости pac-man (в редких случаях Blinky достигает скорости, превышающей скорость pac-man), кроме того, pac-man может двигаться на поворотах существенно быстрее привидений. Однако, в процессе поедания точек общая скорость движения падает ниже скорости движения догоняющих привидений.
256-й уровень
Согласно начальной задумке, игра была бесконечной: после 256 уровня герой попадал на первый уровень (но привидения продолжали вести себя как на высоких уровнях). Однако, из-за ошибки переполнения 256-ой уровень наполовину состоял из случайных символов и не мог быть пройден (так как количество точек на экране было меньше необходимого для завершения). После съедания всех точек персонаж оставался один на один в пустом лабиринте с привидениями, выхода с уровня не было.
Взято с http://ru.wikipedia.org/wiki/Pac-Man